"Превосходное решение неверной проблемы ничего не решает"- Закон Брюса
Введение
Коммерческие системы управления проектами (PM) существуют с начала 1970-х. По мере роста числа компьютеров на рабочих местах увеличивалось число программного обеспечения для управления проектами там же, сделавшего управление проектами легким в использовании. Сейчас на рынке имеется множество продуктов PM, одни из них дорогие, а другие имеют умеренные цены. Но утверждать, что все пакеты PM были созданы одинаково, было бы крупным преувеличением. Все они имеют конкретную нишу, на которую они направлены в управлении проектами, или нацелены на конкретную отрасль.
Одна из основных причин неудач – отсутствие анализа величины и сложности управления проектами, и, следовательно, имеется естественная склонность взяться за него по частям. Возникает вопрос: по каким критериям следует оценивать программный пакет для управления проектами? Ниже приводится контрольный список для оценки пакета PM в его первоначальной форме. Надеемся, он вам поможет.
Общие требования
Система управления проектами должна...
- Поддерживать любой тип проекта – большой или малый; не только приуроченный к конкретной сфере бизнеса (например, информационные приложения). Собственно, она должна быть гибкой в применении и обеспечивать все методы работ (новая разработка, техническое обслуживание и изменения/улучшения).
- Различать прямые, косвенные и недоступные действия.
- Поддерживать модель "Управление малыми проектами".
- Обеспечивать комплексный подход, поддерживающий все действия управления проектами, а не только некоторые: сюда входят планирование, оценка, составление графика, отчетность и контроль.
- Поддерживать и обеспечивать соблюдение корпоративных стандартов управления проектами: например, использование стандартных методологий, ставок заработной платы, оценка времени, обнаружение оценки/несоблюдения графика/отставаний, и т.д.
- Предоставлять универсально применимый календарь и учитывать требования стандартного цикла отчетности.
Поддержка планирования
Система управления проектами должна...
- Поддерживать различные структуры декомпозиции работ (WBS) – не только одну методологию. Сюда входят контролируемые уровни WBS (число уровней детализации). Предоставлять библиотечные средства для многократно используемых методологий, которые могут автоматически загружаться по требованию. В идеале, WBS может быть привязана к конкретным информационным ресурсам (таким как системы, программы, файлы, и т.д.), тем самым позволяя записывать и отслеживать время для конкретного информационного ресурса.
- Поддерживать внутренние зависимости проекта (этап работы от этапа работы) и внешние зависимости (проект от проекта).
- Поддерживать множественные проекты, множественные людские ресурсы (внутренние сотрудники и внешние подрядчики) и множественные назначения для одного людского ресурса. (Отношение “многие ко многим” между проектами и людскими ресурсами).
- Предоставлять квалификационный перечень для отслеживания навыков и умений.
- Позволять управлять очередностью проектов и невыполненными заявками пользователей на обслуживание (коммерческие цели). Инструмент "моделирования приоритетности" очень желателен для изучения влияния изменения.
Поддержка оценки
Система управления проектами должна...
- Обеспечивать подробные оценки (для конкретной фазы проекта) и оценку порядка величины (для всего проекта).
- Допускать несколько вариантов оценок (в конце концов, оценки неизбежно должны уточняться).
- Предоставлять средства для поддержки правил оценки и соответствующего выполнения приближенных оценок.
Поддержка составления графиков
Система управления проектами должна...
- Обеспечивать автоматические расчеты при помощи "Показателя эффективности".
- Допускать несколько вариантов графиков (графики проекта, как и оценки, будут меняться со временем).
- Предоставлять средства для управления выделением ресурсов. Сюда входит построение графиков расчетных и реальных назначений проекта, а также отслеживание показателей эффективности.
- Уметь вычислять критические пути проектов.
Поддержка отчетности
Система управления проектами должна...
- Предоставлять средства для записи и проверки времени назначений проекта.
- Обеспечивать запись "Оценок предстоящей работы" (количества времени, оставшегося для данного назначения). Примечание: Это отличается от "процента завершенности".
- Сохранять статистические временные данные для их использования в статистических отчетах и для обновления правил оценки.
- Позволять записывать оплаченные наличными расходы по проекту.
- Обеспечивать функцию электронного блокнота для записи заметок о проекте, а также формальных отчетов (например, предложения на проект, анализ эффективности затрат, проверки проекта, и т.д.).
- Обеспечивать стандартную функцию для создания множества отчетов по проекту (оптимальна функция генератора отчетов).
Поддержка контроля
Система управления проектами должна...
- Назначать отчетное время для проектов и для людских ресурсов, составляющих отчеты. Назначать время информационным ресурсам для отслеживания деятельности. Например, система обработки заказов имела 2.342 отчетных часа, когда она была создана в 1985 г.; 335 часов - в 2000 г.; и 246 часов - в 2004 г.
- Предоставлять различные сводные отчеты для анализа проектов и людских ресурсов по проекту и по отделу.
- Предоставлять возможность выставлять счет конечным пользователям (возвратный платеж). Сюда входит возвратный платеж для множества пользователей по различным тарифам.
Связанные с использованием на компьютере факторы
Система управления проектами должна...
- Легко устанавливаться и тестироваться на компьютере.
- Быть реализованной как межплатформенное решение (одинаково работать на разных компьютерах), тем самым обеспечивая машинную переносимость и независимость от изготовителя аппаратных средств. К ней должны иметь свободный доступ все люди, участвующие в деятельности по управлению проектами (предположительно, вся компания) в качестве комплексного подхода.
- Быть легкой для изучения и использования. Она должна быть основана на промышленных стандартах проектирования (например, стандартах проектирования графического интерфейса пользователя, диалоговой справки, использования буфера обмена операционной системы, и т.д.).
- Надежно и эффективно функционировать согласно техническим требованиям.
- Поддерживать множество языков и культур, например, приспосабливаться к местным правилам записи даты, времени (до полудня – после полудня в сравнении с 24- часовым форматом времени), денежных величин (доллары, фунты, йены, и т.д.), и предоставлять иностранные языки (включая азиатскую двухбайтовую кодировку - DBCS).
- Предоставлять стандартные средства:
- Контроля и управления системой.
- Безопасности – для управления системой и входа по входным данным.
- Импорта/экспорта данных в различных форматах (В идеале должен предоставляться открытый интерфейс).
- Управления файлами – для удаления устаревших данных и резервного копирования файлов.
- Поставляться производителем с надежной репутацией с обучением, обслуживанием и гарантией.
Здесь описана довольно сложная система с мощной функциональностью. По существу, нужно выполнить анализ эффективности затрат, чтобы сравнить цену с полезностью системы для компании.
Этот контрольный список оценки нужно использовать как шаблон и изменять его так, чтобы он отвечал корпоративным требованиям.